Муж не дал брачный дар (махр) и хочет жениться на второй
Ассаляму аллейкум. Дозволено ли брать мужу вторую жену, если он не выплатил махр первой? И могу ли я не отдавать его хакъ, пока он не отдаст мне мой хакъ?
Уа алейкум ассаляму уа рахматуллахи уа баракатух!
Ваш вопрос состоит из двух частей:
1. Дозволено ли жениться на второй жене, если муж не отдал брачный дар (махр) первой?
2. Можно ли жене отказывать мужу в постели, если он не дал брачный дар?
Касательно первого: брачный дар (махр) является обязательным религиозным постановлением и правом невесты. Поэтому не подобает мужчине оттягивать с выдачей брачного дара, а еще хуже — вовсе не отдавать его. Однако, если женщина согласилась на то, чтобы жених дал его позже, а он после супружеской жизни собрался жениться на второй жене, то ему это не запрещается. Но стоит помнить, что и Ислам и обычные людские понятия не поощряют — а даже осуждают, — когда мужчина не держит слово и не выполняет обещаний.
Касательно второго вопроса: богословы единогласно сошлись на том, что новобрачная может отказывать мужу в постели при первой половой близости, если муж не выдает брачный дар (см. المغني لابن قدامة т. 7, с. 200). Но если жена согласилась на отсрочку брачного дара либо была с мужем в половой близости до того, как он дал его, то об этом богословы разошлись во мнениях:
⁃ маликиты, шафииты , ханбалиты, а также Абу Юсуф и Мухаммад Хасан из ханафитов считают, что ей не дозволено отказывать мужу в постели, т. к. она уже согласилась. Это аналогично торговле: когда продавец отдал товар в рассрочку;
⁃ Абу Ханифа, а такж Ибн Хамид и шейх Усаймин из ханбалитов считают, что это дозволено, т. к. брачный дар является средством, дозволяющим половую близость, и поэтому жена имеет право отказывать, пока не получит его (см. المغني لابن قدامة т. 7, с. 261).
Более правильным из этих мнений является последнее — мнение имама Абу Ханифы (да помилует его Аллах), к которому склонился выдающийся современный богослов-правовед Мухаммад ибн Салих Усаймин, сказав: «Если жена, поверив мужу, вступила в половую близость до того, как он дал брачный дар, а затем тот стал без причин откладывать его выдачу, то ханбалитская школа твердит, что ей не разрешается отказывать ему в постели. Но правильным является мнение, гласящее, что у нее есть право отказывать мужу в постели, т. к. он не выполняет свои обязательства полностью, и справедливо будет, если она тоже не будет полностью выполнять свои» (см. الشرح الممتع т. 12, с. 317).
Аллах знает лучше!
🖋 Алтай Беріш