Намаз путника в другом городе – лучше сокращать намаз или читать с джамаатом в мечети?
Ас-саляму ‘аляйкум уа-рахмату-Ллахи уа-баракатух!
Как лучше будет совершать намазы находясь в другом городе и являясь путником? Сокрощать и совмещать допустим зухр с асром или лучше и зухр и аср совершать по отдельности с джамагатом в мечети? И также с магрибом и иша. Как посланник Аллаха (салаЛаху алейхи уа алейхи уа салям) совершал намазы находясь в другом селении являясь путником? джазакаАллаху хайрон
Уа алейкум ассаляму уа рахматуллахи уа баракатух!
Вы являетесь путником с момента, как вы покините свой город и до того, как вы возвратитесь обратно, вне зависимости от того находитесь вы в дороге или уже прибыли в чужой город [1].
Вам разрешается пользоваться всеми разрешениями путника сокращая и совмещая намазы.
Но лучше читать намазы в мечети в коллективе (джамаате), если на это есть возможность.
_________________________________________
[1] Среди ученых есть разногласие в периоде того времени, в котором человек будет считаться путником. Правильном мнением является то, что это возвращается в обычай народа.
Уа алейкум ассаляму уа рахматуллахи уа баракатух!
Ваш вопрос, для удобства, можно поделить на три подвопроса:
Первый. Ученые единогласно (иджма’) сошлись на том, что путнику можно сокращать намазы (читать зухр, аср и ища по два ракаата) [1]. Однако они разошлись во мнениях относительно постановления (хукма) сокращения намазов в путешествии на четыре мнения:
1) Обязательно (уаджиб), сокращать намазы в путешествии. Это мнение Имама Абу Ханифы, Малика, одно из мнении Ахмада;
2) Обязательность выбора между полным совершением намаза и его сокращением. Это мнение некоторых шафиитов;
3) Желательность сокращения намазов и нежелательность (макрух) полного совершения намазов. Т.е. лучше сокращать намазы. Мнение имама Малика, Ахмада и некоторых ханбалитов;
4) Полное совершение намазов лучше их сокращения. Мнение имама Шафи’и.
Правильным мнением из этих четырёх является третье — то, что сокращение намазов лучше и желательнее, нежели полное совершение намазов. Так как Пророк (мир ему и благословение) постоянно сокращал намазы в пути и ни раз не совершал их полностью [2]. Пришло в хадисе Айшы (да будет доволен ею Аллах): «Изначально намаз был вменён в обязанность по два ракаата. А затем намаз в пути утвердился [по два ракаата], а местный намаз дополнился став по четыре ракаата» (Бухари 1090, Муслим 685). Также Пророк (мир ему и благословение) сказал о сокращении намазов в пути: «Милостыня, которую Аллах дал вам. Так примите это подаяние» (Муслим 468). Также он сказал: «Аллах любит, чтобы совершались Его разрешения также, как ненавидит, чтобы Его ослушались» (Ахмад 2/108, ибн Хузайма 950, ибн Хиббан 2742 и последние двое классифицировало его достоверным).
Второй. Большинство ученых на том, что совмещение между намазами в пути дозволено. Это мнение Малика, Шафи’и, Ахмада и др. [3]. Потому что когда Пророк (мир ему и благословение) выходил в путь до зенита, он откладывал зухр до времени асра и совмещал между ними [4]. Также он откладывал магриб и совмещал его с ища, если он спешил в пути [5].
Но лучше для путника совершать намазы вовремя, т.к. Пророк (мир ему и благословение) в основном совершал намазы в пути вовремя и совмещал их толко по нужде [6].
Третий. Если вы читаете намаз за местным жителем, то вы должны читать намаз полностью так же, как ваш имам. Муса ибн Салама спросил Ибн Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом): [Что скажешь о том что,] когда мы читаем намаз за вами (местными), мы читаем четыре ракаата, а когда мы читаем намаз у себя в палатках, мы читаем два ракаата? На что он ответил: «Это — Сунна Абу Касима (т.е. Пророка Мухаммада)» [7].
Аллах знает лучше!
_____________________________________
[1] см. بدايةالمجتهدلابنرشدна 2/456 и المغنيلابنقدامةна 3/104
[2] см. زادالمعادلابنالقيمна 1/464
[3] см. بدايةالمجتهدلابنرشدна 2/517
[4] Бухари 1112, Муслим 704
[5] Бухари 1091, Муслим 703
[6] см. مجموعفتاوىابنتيميةلابنالقاسمна 24/19
[7] Ахмад 1862
Ас-саляму ‘аляйкум уа-рахмату-Ллахи уа-баракатух! джазакаАллаху хайрон ! баракаЛлаху фика!
Ясность полная, брат. Но могу ли еще уточнить один момент? Я правильно понимаю что вне зависимости от того нахожусь ли я в дороге или нахожусь в другом городе я в одинаковой степени являюсь путником? Т.е. и в чужом городе для меня будет лучше иногда брать облегчение и совмещать намазы даже если есть возможность посещать мечеть на все намазы?