Пропустил айт-намаз по болезни, нужно ли совершать дома?
Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух. Утром по причине болезни пропустил айт намаз. Нужно ли совершить айт намаз дома?
Уа алейкум ассаляму уа рахматуллахи уа баракатух!
Вопрос, который вы затронули возвращается в вопрос шариатского постановления праздничного намаза (айт). В этом вопросе учёные поделились на три мнения:
1) Айт-намаз является утвержденной сунной (сунна муаккада). На этом мнении находятся Суфьян Саури, Малик, Шафии, Абу Юсуф, Дауд Захири и др.;
2) Айт-намаз является обязательным для некоторой части мусульман (фард кифая), если его выполняет одна группа мусульман, то он спадает с другой. На этом мнении находятся некоторые ханбалиты, маликиты, шафииты, ханафиты и комитет больших учёных КСА;
3) Айт-намаз является обязательным для каждого мусульманина (фард ‘айн). На этом мнении находятся ханафиты, некоторые маликиты, некоторые шафииты, имам Ахмад, Шаукани, Санани, Са’ди и др.
Правильным из этих мнении является третье, на что указывает хадис Уммы Атыи (да будет доволен ею Аллах), где она сказала: «[Пророк] нам приказал выходить на два праздника…» (Муслим 890 и др.). Также на это указывает другие доводы и это мнение выбрали ибн Теймия, ибн Кайим, ибн Усаймин и ибн Баз.
Поэтому, возмещать праздичный намаз является обязательным. Потому что пропустивший айт-намаз заходит под общий смысл хадиса: «Если вы идете в мечеть, то идите спокойно и неторопливо. Читайте то, что вы застали из намаза, и возмещайте то, что вы пропустили из него» (Муслим 602 и др.). Также привел имам Бухари (ум.256 г.х., да помилует его Аллах) в своей книге «Сахих» главу: «Если человек пропустит айт-намаз, то он возмещает его». Также Анас ибн Малик возмещал айт-намаз дома со своей семьей, если пропускал его (см. مصنف ابن أبي شيبة на 5807, فتح الباري لابن حجر на 3/127-128) и др.).